среда, 27 февраля 2013 г.

Гурман живописи

                           КОРОВИН КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ (1861-1939)




Творчество Константина Алексеевича   Коровина          (1861-1939)
Константин Коровин родился в Москве, в купеческой семье, которая после разорения перешла в мещанское сословие.В четырнадцать лет поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешёл на отделение живописи. Учился у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова.
В раннем творчестве Коровина особенно заметно влияние его учителей А.К.Саврасова и В.Д.Поленова. На подмосковной даче Поленова начинающий художник провел несколько летних сезонов, написав такие известные произведения, как "Настурции" (1888), "За чайным столом" (1888)   "В лодке". Уже в этих работах он интуитивно использовал импрессионистические приемы; особенно это относится к новаторской картине "Портрет хористки".. До появления этого произведения не было создано нашими художниками произведения столь непосредственно передающего связь человека и окружающей среды во всем богатстве цветовых рефлексов, написанных со всей свежестью колористической гаммы. Его ещё называют  «первой ласточкой» импрессионизма в России.
С конца 1880-х годов К.Коровин начал выезжать в Европу, где познакомился с современным западноевропейским искусством. Не без влияния Клода Моне и Огюста Ренуара он стал изображать женские фигуры против света в контражуре, помещая их на балконе, в проеме открытой двери или на фоне пейзажа, как, например, в картине "На даче". В работах художника конца 1890-х годов ("Бумажные фонари", 1896.  ) проявились черты декоративизма, выразившиеся в яркости, смелости колорита и виртуозном исполнении.
Будучи в Испании он пишет свою лучшую из ранних жанровых картин – «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1889),  картина  не раз присутствовала на российских и международных выставках,  одна из золотых медалей на Всемирной Парижской выставке 1900 года была получена именно за это небольшое произведение. И недаром эту картину у художника приобрел Савва Мамонтов.
Совершая поездки в Париж, Константин Коровин попадал под особое обаяние города с его непревзойденной эстетикой. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в украшении сияний огней на улицах и бульварах.  В Париже К.Коровин увлекся символизмом и, вернувшись в Россию, он написал картины «Северная идиллия»- эта работа отразила увлечение двадцатипятилетнего живописца народным искусством, фольклором, орнаментом.  
С именем Коровина связан рассвет русского театрально-декорационного искусства рубежа XIX-XX веков. 
И  большое значение в открытии Коровиным для себя театрального поприща имело еГо знакомство с С.И.Мамонтовым – крупным промышленником(занимался строительством железных дорог) и меценатом, объединившим вокруг себя талантливых художников второй половины XIX – начала XX столетия (позже это содружество назовут Абрамцевским художественным кружком). В эту по-домашнему раскованную, свободную творческую атмосферу Коровина ввел Поленов.  Он представил своего любимого ученика, выпускника училища, Савве Ивановичу для участия в работе над оформлением спектаклей организуемой им оперной антрепризы.
 Коровина наряду с   А.Н.Бенуа, Л.С.Бакстом относят к реформаторам театра. Именно они подходили к спектаклю как единому сценическому пространству, где одинаково важна роль декораций, костюмов, музыки и актерского исполнения. Дар театрального декоратора у К.Коровина проявился в 1885 году в работах для Русской частной оперы С.И.Мамонтова. В 1900 К.Коровин возглавил театрально-декорационную мастерскую Императорских театров – Большого театра в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге. За два десятилетия художником было оформлено более 80 балетов, опер и драматических спектаклей.  
Кроме декораций спектаклей Коровин создавал и эскизы костюмов в едином художественном стиле. Причем каждый эскиз он сопровождал стрелками с комментариями, пояснениями, продумывал все мельчайшие детали.
После возвращения с Русского Севера, куда С.Мамонтов ездил в 1894г. изучать природные богатства для их освоения, он уговорил совершить поездку на Север и своих друзей художников Константина Коровина и Валентина Серова. Художники проехали не только по русским территориям , но побывали в Швеции и Норвегии, куда Мамонтов намеревался продолжить железную дорогу. Коровин и Серов открыли Север как тему для русской живописи.
Сколько глубины вложено в маленький этюд « Зима в Лапландии (1894)» ,  не случайно приобретенный лично Павлом Третьяковым. Коровин донес в нем до зрителя ощущение грозной суровости полярных ночей. Передавая холодный, морозный воздух, художник не утепляет колорит этюда. В нем преобладают серо-голубые оттенки, не оживленные никаким цветом. Все исполнено молчания суровой, скованной морозом природы .  Мастер тонко подыскивает  оттенки для снега, отличающие его ото льда, замерзшей воды, от тумана, от неба.
Один из пунктов северного маршрута художников – норвежский город Гаммерфест. Это центр зверобойного промысла на севере Европы. Попав сюда в начале северной осени, художник запечатлел обычное для этих широт явление – северное сияние. Так появился этюд «Гаммерфест. Северное сияние» (1894–1895).
Коровин создал ряд верных, правдивых и поэтических пейзажей русской деревни  .В картине «Зимой» ярко выражена любовь художника к родной природе.Обычный зимний пейзаж. Со двора старого бревенчатого дома приготовился выехать в санях крестьянин. Ворота уже открыты, лошадь было двинулась, да хозяин что-то забыл, вернулся в дом, даже дверь за собой не закрыл.За домом — безбрежная даль полей и лесов. Красивое сочетание серо-голубых и сиренево-серых тонов придает картине гармоничность и цельность. 
Важным в творческой биографии К.Коровина был период жизни в Охотине. В 1897 году художник купил землю близ Переславля-Залесского и построил одноэтажный сосновый дом, в котором часто гостили Ф.И.Шаляпин, В.А.Серов,  М.Горький. В Охотине в творчестве художника родился особый жанр – ноктюрн.( ночной)
Виртуозно написана  картина  «Лунная ночь. Зима». Сюжетный мотив здесь обычен для зимних пейзажей Коровина. Изображен какой-то хуторок с разбросанными в густом лесу строениями и обязательная коровинско-серовская кудлатая лошадка в центре. Зимний вечер, очень тихий, как это бывает в морозную погоду.
Этот пейзаж привлекает прежде всего яркой красотой образа. Как живописен, например, контраст холодного света луны, спорящего с теплом, струящимся из освещенного окна, и как обобщенно-широко и в то же время материально написаны деревянная стена дома, снег с ночными тенями на нем, тихий лес, сквозь оголенные черные сучья которого проглядывают молодые красавицы-елочки!
Крымские пейзажи К.Коровина составляют отдельную страницу его творчества.  В 1913 году с младшим сыном произошла трагедия, он попал под трамвай и лишился ног, для Коровина сильнейшее нервное потрясение. А в глазах окружающих, даже близких ему людей, Коровин оставался беззаботный бонвиваном, которому дается все легко и радостно.
«Пристань в Гурзуфе»  (1914)  по-видимому, писались в период, когда после несчастья с сыном Коровин надолго уехал в Гурзуф. Но Коровин был уверен, что призвание художника - нести людям ощущение счастья, и не пускал в свое творчество   грустные ноты. Люди должны несмотря ни на что радоваться жизни, и этому должно помогать искусство. Краски буквально пронизаны светом в первой картине. Все на картине переливается, складывается в удивительно красивые красочные сочетания. А в целом - это мажорный( бодрый, радостный) гимн южной природе.
Коровин продолжал работать и как портретист. Художника пленяет артистизм личности, и в этом отношении лучшим  портретом  мастера следует признать «Портрет Федора Шаляпина» (1911)  ). Портрет Шаляпина написан    с юмором, присущим художнику. Солнце буквально заливает интерьер, в котором в непринужденной позе, улыбающийся сидит великий артист. Коровин подчеркнул и элегантность его облика, и внутреннюю раскованность.
В русской живописи, в конце XIX - начале XX века, после долгого перерыва,   получил самостоятельное и большое развитие жанр натюрморта . Среди всего этого великолепия коровинские натюрморты были как сгустки природы. Постоянные «натурщики» Коровина - это цветы, фрукты, реже рыбы. Художник изменяет свои симпатии. Преобладающим мотивом его натюрмортов становятся теперь не скромные полевые цветы, как в юные годы, а царственно великолепные   розы.
Яркой выразительности исполнен последний «Автопортрет» художника (1938). По глубине выраженных чувств, по уверенной лепке головы нельзя сказать, что это произведение написано тяжело больным человеком. Но лишения и страдания сказываются в какой-то настороженности, прочитывающейся при внимательном вглядывании в лицо, в котором проступает что-то рембрандтовское.
Красный мазок на пиджаке - это личная подпись Коровина, которую он оставлял на всех своих работах.

3 комментария:

  1. Как изумительно уютно и красиво стало на вашем блоге! Так и хочется задержаться и отдохнуть. Спасибо, за искусствоведческую статью!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Елена Александровна, за тёплые слова!

    ОтветитьУдалить
  3. Коровин-то наш, наверное, не только в живописи был гурман. Вон у него как - "женские фигуры против света в контражуре"!

    ОтветитьУдалить