Творчество Константина
Алексеевича Коровина (1861-1939)
Константин Коровин родился в Москве, в купеческой семье, которая
после разорения перешла в мещанское сословие.В четырнадцать лет поступил на
архитектурное отделение Московского училища
живописи, ваяния и зодчества, через год перешёл на отделение
живописи. Учился у А. К. Саврасова
и В. Д. Поленова.
В раннем творчестве Коровина особенно заметно влияние его учителей
А.К.Саврасова и В.Д.Поленова. На подмосковной даче Поленова начинающий художник
провел несколько летних сезонов, написав такие известные произведения, как
"Настурции" (1888), "За чайным столом" (1888) "В
лодке". Уже в этих работах он интуитивно использовал
импрессионистические приемы; особенно это относится к новаторской картине
"Портрет хористки".. До появления этого произведения не было
создано нашими художниками произведения столь непосредственно передающего связь
человека и окружающей среды во всем богатстве цветовых рефлексов, написанных со
всей свежестью колористической гаммы. Его ещё называют «первой ласточкой» импрессионизма в России.
С конца 1880-х годов К.Коровин начал выезжать в Европу, где
познакомился с современным западноевропейским искусством. Не без
влияния Клода Моне и Огюста Ренуара он стал изображать женские фигуры
против света в контражуре, помещая их на балконе, в проеме открытой двери или
на фоне пейзажа, как, например, в картине "На даче". В работах художника конца 1890-х годов ("Бумажные фонари", 1896. ) проявились черты декоративизма, выразившиеся
в яркости, смелости колорита и виртуозном исполнении.
Будучи в Испании он пишет свою лучшую из ранних жанровых картин – «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1889), картина не раз присутствовала на российских и
международных выставках, одна из золотых
медалей на Всемирной Парижской выставке 1900 года была получена именно за это
небольшое произведение. И недаром эту картину у художника приобрел Савва
Мамонтов.
Совершая
поездки в Париж, Константин Коровин попадал под особое обаяние города с
его непревзойденной эстетикой. Ему мастерски удалось передать жизнь
французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в
украшении сияний огней на улицах и бульварах. В Париже К.Коровин увлекся символизмом и,
вернувшись в Россию, он написал картины «Северная
идиллия»- эта работа
отразила увлечение двадцатипятилетнего живописца народным искусством,
фольклором, орнаментом.
С
именем Коровина связан рассвет русского театрально-декорационного искусства
рубежа XIX-XX веков.
И большое значение в открытии Коровиным для
себя театрального поприща имело еГо знакомство с С.И.Мамонтовым – крупным промышленником(занимался
строительством железных дорог) и меценатом, объединившим вокруг себя талантливых художников второй
половины XIX – начала XX столетия (позже это содружество назовут Абрамцевским
художественным кружком). В эту по-домашнему раскованную, свободную творческую
атмосферу Коровина ввел Поленов. Он представил своего любимого
ученика, выпускника училища, Савве Ивановичу для участия в работе над
оформлением спектаклей организуемой им оперной антрепризы.
Коровина наряду с А.Н.Бенуа, Л.С.Бакстом относят
к реформаторам театра. Именно они подходили к спектаклю как единому
сценическому пространству, где одинаково важна роль декораций,
костюмов, музыки и актерского исполнения. Дар театрального декоратора у
К.Коровина проявился в 1885 году в работах для Русской частной оперы
С.И.Мамонтова. В 1900 К.Коровин возглавил театрально-декорационную мастерскую
Императорских театров – Большого театра в Москве и Мариинского в
Санкт-Петербурге. За два десятилетия художником было оформлено более 80
балетов, опер и драматических спектаклей.
Кроме декораций
спектаклей Коровин создавал и эскизы костюмов в едином художественном стиле.
Причем каждый эскиз он сопровождал стрелками с комментариями, пояснениями,
продумывал все мельчайшие детали.
После
возвращения с Русского Севера, куда С.Мамонтов ездил в 1894г. изучать природные
богатства для их освоения, он уговорил совершить поездку на Север и своих
друзей художников Константина Коровина и Валентина Серова. Художники
проехали не только по русским территориям , но побывали в Швеции и Норвегии,
куда Мамонтов намеревался продолжить железную дорогу. Коровин и Серов открыли
Север как тему для русской живописи.
Сколько
глубины вложено в маленький этюд « Зима
в Лапландии (1894)» , не случайно
приобретенный лично Павлом Третьяковым. Коровин донес в нем до зрителя ощущение
грозной суровости полярных ночей. Передавая холодный, морозный воздух, художник
не утепляет колорит этюда. В нем преобладают серо-голубые оттенки, не
оживленные никаким цветом. Все исполнено молчания суровой, скованной морозом
природы . Мастер тонко подыскивает оттенки для снега, отличающие его ото льда,
замерзшей воды, от тумана, от неба.
Один из
пунктов северного маршрута художников – норвежский город Гаммерфест. Это центр
зверобойного промысла на севере Европы. Попав сюда в начале северной осени,
художник запечатлел обычное для этих широт явление – северное сияние. Так
появился этюд «Гаммерфест. Северное сияние» (1894–1895).
Коровин
создал ряд верных, правдивых и поэтических пейзажей русской деревни .В картине «Зимой» ярко выражена любовь художника к родной природе.Обычный
зимний пейзаж. Со двора старого бревенчатого дома приготовился выехать в санях
крестьянин. Ворота уже открыты, лошадь было двинулась, да хозяин что-то забыл,
вернулся в дом, даже дверь за собой не закрыл.За домом — безбрежная даль полей
и лесов. Красивое сочетание серо-голубых и сиренево-серых тонов придает картине
гармоничность и цельность.
Важным в творческой
биографии К.Коровина был период жизни в Охотине. В 1897 году художник купил
землю близ Переславля-Залесского и построил одноэтажный сосновый дом, в котором
часто гостили Ф.И.Шаляпин, В.А.Серов,
М.Горький. В Охотине в творчестве художника родился особый жанр –
ноктюрн.( ночной)
Виртуозно написана картина «Лунная ночь. Зима». Сюжетный мотив здесь
обычен для зимних пейзажей Коровина. Изображен какой-то хуторок с разбросанными
в густом лесу строениями и обязательная коровинско-серовская кудлатая лошадка в
центре. Зимний вечер, очень тихий, как это бывает в морозную погоду.
Этот пейзаж привлекает прежде всего яркой красотой образа. Как живописен, например, контраст холодного света луны, спорящего с теплом, струящимся из освещенного окна, и как обобщенно-широко и в то же время материально написаны деревянная стена дома, снег с ночными тенями на нем, тихий лес, сквозь оголенные черные сучья которого проглядывают молодые красавицы-елочки!
Этот пейзаж привлекает прежде всего яркой красотой образа. Как живописен, например, контраст холодного света луны, спорящего с теплом, струящимся из освещенного окна, и как обобщенно-широко и в то же время материально написаны деревянная стена дома, снег с ночными тенями на нем, тихий лес, сквозь оголенные черные сучья которого проглядывают молодые красавицы-елочки!
Крымские
пейзажи К.Коровина составляют отдельную страницу его творчества. В 1913 году с младшим сыном
произошла трагедия, он попал под трамвай и лишился ног, для Коровина сильнейшее
нервное потрясение. А в глазах окружающих, даже близких ему людей, Коровин
оставался беззаботный бонвиваном, которому дается все легко и радостно.
«Пристань
в Гурзуфе» (1914) по-видимому, писались в период, когда после
несчастья с сыном Коровин надолго уехал в Гурзуф. Но Коровин был уверен, что
призвание художника - нести людям ощущение счастья, и не пускал в свое творчество грустные ноты. Люди должны несмотря ни
на что радоваться жизни, и этому должно помогать искусство. Краски буквально
пронизаны светом в первой картине. Все на картине переливается, складывается в
удивительно красивые красочные сочетания. А в целом - это мажорный( бодрый,
радостный) гимн южной природе.
Коровин
продолжал работать и как портретист. Художника пленяет артистизм личности, и в
этом отношении лучшим портретом мастера следует признать «Портрет Федора Шаляпина» (1911) ). Портрет Шаляпина написан
с юмором, присущим художнику. Солнце буквально
заливает интерьер, в котором в непринужденной позе, улыбающийся сидит великий
артист. Коровин подчеркнул и элегантность его облика, и внутреннюю
раскованность.
В русской
живописи, в конце XIX - начале XX века, после долгого перерыва, получил
самостоятельное и большое развитие жанр натюрморта . Среди всего этого
великолепия коровинские натюрморты были как сгустки природы. Постоянные
«натурщики» Коровина - это цветы,
фрукты, реже рыбы. Художник
изменяет свои симпатии. Преобладающим мотивом его натюрмортов становятся теперь
не скромные полевые цветы, как в юные годы, а царственно великолепные розы.
Яркой выразительности
исполнен последний «Автопортрет» художника (1938). По глубине выраженных
чувств, по уверенной лепке головы нельзя сказать, что это произведение написано
тяжело больным человеком. Но лишения и страдания сказываются в какой-то
настороженности, прочитывающейся при внимательном вглядывании в лицо, в котором
проступает что-то рембрандтовское.
Красный мазок на пиджаке -
это личная подпись Коровина, которую он оставлял на всех своих работах.
Как изумительно уютно и красиво стало на вашем блоге! Так и хочется задержаться и отдохнуть. Спасибо, за искусствоведческую статью!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Елена Александровна, за тёплые слова!
ОтветитьУдалитьКоровин-то наш, наверное, не только в живописи был гурман. Вон у него как - "женские фигуры против света в контражуре"!
ОтветитьУдалить